"Тишина в студии! Последний раунд!"
В субботу на Ваганьковском кладбище открыли мемориал Владимиру Ворошилову - режиссеру-постановщику и ведущему телепрограммы "Что? Где? Когда?". Проект памятника разработал архитектор, один из "стариков" клуба знатоков Никита Шангин.
С утра на Ваганьковском моросил ленивый дождь. Но народу, хотя о мероприятии никого специально не извещали, у могилы Владимира Ворошилова собралось немало. Среди разношерстной публики резко выделялись знатоки. Они пришли сюда, как приходят на игру - в неизменных черных тройках и бабочках. У каждого в руках - тонкие восковые свечки и букеты белых роз. Говорят, Ворошилов очень любил эти цветы. До начала церемонии собравшиеся тихонько обсуждали закончившийся накануне вечером полуфинал "Что? Где? Когда?".
- Мы постараемся начать так же, как в эфире, - подошла к микрофону вдова Ворошилова Наталия Стеценко, генеральный директор продюсерского центра "Игра ТВ".
В полной тишине звучат аккорды Штрауса - позывные "Что? Где? Когда?". Немного не по себе. Кажется, еще чуть-чуть, и за кадром раздастся знакомый, чуточку сварливый голос: "Тишина в студии. Первый раунд". Последний музыкальный такт. Кульминация нарастает. Ассистенты сбрасывают покрывало с памятника. А там - черный ящик. Нет ни фотографии, ни обязательной надгробной эпитафии. Только на подножии золотыми буквами выгравировано: Владимир Ворошилов.
- Я долго думал, каким должен быть памятник, - объяснил свою идею архитектор Никита Шангин. - Хотелось найти лаконичный образ. Хрустальная сова, очки, волчок? Все не то. Однажды мы собрались со знатоками здесь, у могилы. И я предложил подумать, с чем у них ассоциируется Ворошилов. С черным ящиком - был немедленный ответ. Прошло больше двух лет со смерти Ворошилова. А для нас он так и остался загадкой. Черным ящиком, содержимое которого никто не смог разгадать.
- Для Ворошилова игра была жизнь, а жизнь - игра, - говорит член клуба знатоков Виктор Сиднев. - Он никогда не стоял на месте. Я помню, как в конце 80-х мы впервые выступали в прямом эфире. Во время трансляции за спиной каждого игрока стояли агенты спецслужб и ждали - не произойдет ли чего-нибудь. А в 90-х Ворошилов первым принес коммерческую рекламу на экран. Сейчас нам эти заставки уже надоели, но тогда это был прорыв.
За два года программа сильно изменилась. Некоторые зрители поговаривают о назревающем конфликте между знатоками и Борисом Крюком, приемным сыном Ворошилова, новым ведущим и генеральным продюсером проекта "Что? Где? Когда?".
- В принципе, я мог бы делать передачу так же, как Владимир Яковлевич, - заявил "Известиям" Борис. - Но ему бы первому это не понравилось. Ворошилов уважал людей, которые имели собственное мнение, пусть оно даже не совпадало с его. Во время передачи я абсолютно естественен. Я чувствую игру по-своему и веду себя также.
- Вам трудно строить взаимоотношения с игроками? - Нет. Скорее им сложно со мной. Некоторые путают игру с ведущим, начинают сравнивать: а что бы сделал Ворошилов, как бы он засчитал очки. Но это не их проблема. Здесь далеко за примерами ходить не надо. В прошлую субботу, если бы сборная Санкт-Петербурга не устроила шоу, не восстала против игры, она бы выиграла. Ценны те знатоки, которые любят и умеют играть, а не претендуют на режиссуру. У каждого должна быть своя функция.
Наталья ГРАНИНА
"Известия" 9 июня 2003 года
|